Так какие выводы сделали ведущие украинские и международные компании, исповедующих официальные трудовые отношения, при карантинной кризиса? Или сокращали они персонал? Какие кейсы, новации ввели "белые" компании в период удаленной работы? Эти и другие вопросы стали основой для экспресс-опроса, проведенного компанией Lugera Ukraine совместно с Европейской Бизнес Ассоциацией, среди компаний-участников совместного проекта «Прозрачный бизнес - белые зарплаты», которые работают «в белом», без «серых» схем и зарплат «в конвертах».
Выборка опрошенных компаний, входящих в Лигу прозрачных, является репрезентативной, поскольку в нее вошли более половины из 24 компаний-участников проекта «Прозрачный бизнес - белые зарплаты» (по состоянию на июль 2020) - BOSCH, «Синэво», Schneider Electric, Imperial Brands, MasterCard, FORUM, «Киевгума», LEMTRANS, Beltimport, Danfoss, Lugera Ukraine и др.
Так, среди основных выводов и ключевых уроков периода карантинной кризиса были названы следующие:
Сотрудники могут работать эффективно и слаженно в удаленном режиме (все подразделения - от отдела продаж и работы с клиентами, в бухгалтерию и HR)
Карантин изменил покупательские привычки людей;
Карантин стал замечательным стресс-тестом, как с точки зрения эффективности бизнес-процессов в компании, так и для результативной работы корпоративных команд
Значительно выросли объемы онлайн-покупок, вырос спрос на бесконтактные платежи и онлайн-коммерции;
Повысился спрос на продукты питания, технику и электронику, стройматериалы, товары категории «Сделай сам», семейные игры, видеоигры, садоводство, продукты для дезинфекции, спорттовары, средства индивидуальной защиты;
На первый план вышла безопасность всех персональных данных и диджитал-платежей;
Вырос уровень вовлеченности сотрудников и их лояльности к компаниям;
Сотрудники стали активнее учиться в онлайн-режиме;
Сотрудники во время карантина узнали о друг друге больше неожиданного и нового, чем за все годы совместной работы.
Исследование показало, что социальная защищенность сотрудников в прозрачных компаниях гораздо выше, чем в целом на рынке. Об этом свидетельствует тот факт, что ни одна компания-участник экспресс-опроса не прибегала к сокращению штата и оставила на докарантинному уровне зарплаты и другие выплаты персоналу. Почти 80% опрошенных компаний в период карантина не приостанавливали набор персонала всех уровней, включая топ-менеджеров. В то же время, все без исключения участники экспресс-опрос отменили оффлайн-мероприятия и проводили собеседования с кандидатами на должности в онлайн-режиме. В общем, более 90% общего количества персонала опрошенных компаний были переведены на удаленный режим работы.
Отвечая на вопрос, каким образом карантин сказался на трудовых ресурсах компании-участники исследования чаще всего отмечали:
Организовано дистанционное онлайн онбординг для новых сотрудников,
Организовано транспорт и маршруты перевозки сотрудников на рабочие места и домой,
Сотрудники ежедневно работали на 2-3 часа больше, чем в карантин,
Работники стали активнее учиться в онлайн-режиме,
Люди стали лучше понимать свою ценность и ответственность перед компанией, чувствовать себя важной частью крупного корпоративного механизма компании,
Была начата активная работа с гиподинамией и психологическим перенапряжением сотрудников.
Удаленная работа заставила компании активно внедрять новые стандарты и регламенты общения со своими командами с помощью дистанционных каналов связи. Среди наиболее востребованных и эффективных были названы Microsoft Teams, Cisco Webex, Messenger, Zoom и Telegram.
Среди наиболее важных навыков, полученных сотрудниками в период удаленной работы были названы:
стрессоустойчивость,
умение эффективно работать,
умение эффективно выставлять приоритеты в задачах,
самоорганизация,
дисциплина,
активное слушание и многозадачность.
В период карантина компании активно искали пути для повышения сплоченности, вовлеченности и дополнительной мотивации персонала. Так, среди наиболее интересных кейсов и новаций были:
People Assistance program - небольшие виртуальные сессии с сотрудниками о наиболее эффективных практики по работе из дома и организации рабочего времени с целью сохранения work-life баланса.
Удаленные активности для сотрудников внутри подразделений: Челлендж, конкурсы, физкультурные минутки и тому подобное.
Виртуальная «кофе-машина» - группа, где сотрудники постились курьезные случаи, рабочие ситуации, актуальные мемы.
Town halls - для постоянной коммуникации и информирования персонала.
«Кофе с глобальными лидерами» - онлайн-встречи с руководителями штаб-квартиры компании.
Тренинги и вебинары по здоровью и работе с дистанционными командами.
Тренинги по ментального здоровья.
Тематические онлайн-квесты для сотрудников, как новый формат тимбилдинга.
Онлайн-конкурсы и онлайн-флешмобы на различные темы: День вышиванки, День безопасности, фото на заданную тему, короткое видео на тему «Что делает меня счастливым на карантине».
«Антихандричный» флэшмоб, когда работники копируют известные картины и выкладывают фото своих работ в Интернете.
Исследование проводилось в июне-июле 2020 г